ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Iyul 2, 2025 - 02:51
 0  9
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В связи с современными проблемами, такими как изменение климата, потеря природных ресурсов и деградация окружающей среды, необходимо пересмотреть цели и содержание образования. Экологическая культура становится важной частью подготовки кадров, особенно в экономике. Она не только дает людям больше знаний о природе, но и заставляет их думать об окружающей среде, об устойчивом развитии и о том, насколько ответственны бизнес относится к обществу.

Новая парадигма экологического мышления создается высшим образованием. Это особенно важно для экономистов, поскольку именно они будут принимать решения о том, как будут развиваться государственная и коммерческая экономика в будущем. В наши дни экономисты должны принимать во внимание экологические угрозы, развивать зеленую экономику и сотрудничать с категориями устойчивого развития.

Чтобы добиться этого, образовательные программы должны включать экологические дисциплины, включать междисциплинарные курсы, использовать практико-ориентированные методы и мотивировать студентов к ответственному поведению. Кроме того, важно развивать черты, способствующие устойчивому образу жизни, такие как эмпатия, уважение к окружающей среде, готовность к экологическому волонтёрству и участие в социальных инициативах.

В современном высшем образовании формирование экологической культуры является результатом интеграции экономических, философских и педагогических подходов. В.И. Вернадский был одним из первых, кто обратил внимание на взаимосвязь между человеком и природой. Он подчеркивал, что развитие биосферы зависит от сознательной деятельности человека. Его идеи легли в основу введения экологического мировоззрения в школьную программу.

Педагог А.Я. Данилюк предложил модель воспитания экологически ответственных граждан, основанная на системной педагогике и включении экологических знаний в образовательные программы. Его метод полезен для подготовки экономистов в будущем, поскольку он создает основу для устойчивого мышления в рамках профессионального образования. В своих работах философ А.А. Гусейнов подчеркивал важность экологической этики ответственности. Он обращает внимание на моральную сторону взаимодействия человека с природой и на то, насколько важно формировать ценностные установки в процессе обучения, также разделяет эту точку зрения, подчеркивая, что экологическое мировоззрение имеет важное значение для системы образования и подчеркивая, что необходимо перейти от знаний к действию. Метод В.А. Сухомлинского особенно ценен для формирования личности, поскольку он подчеркивает, что личностное воспитание, основанное на эмпатии, любви к природе и социально значимых ценностях, является основой устойчивого отношения к окружающей среде. А.Ю. Хачатурян утверждает, что участие студентов в проектных и исследовательских мероприятиях, направленных на решение конкретных экологических проблем, является основой для формирования устойчивого мышления у студентов вузов.

 Таким образом, на основе анализа представленных источников можно сделать вывод, что создание экологической культуры для будущих экономистов требует комплексного подхода, который включает в себя прикладные и философские аспекты, интеграцию различных дисциплин и акцент на личностном развитии.

Современная система высшего экономического образования сталкивается с несколькими проблемами, когда речь идет об интеграции экологической тематики в учебный процесс. Прежде всего, экономические программы недостаточно включают экологические дисциплины. Несмотря на широкое признание важности устойчивого развития, экология часто игнорируется или рассматривается поверхностно, без тесной связи с профессиональными планами студентов.

Второй вопрос заключается в том, чтобы убедиться, что теоретические методы преобладают над практическими методами. Студенты получают информацию в лекциях и рефератах, но редко участвуют в экологических проектах, исследованиях или полевых работах. Это мешает им развивать навыки экологически ответственного поведения.

Кроме того, нет эффективных инструментов для оценки экологической культуры студентов. Преподаватели не имеют средств для оценки прогресса в понимании студентами экологических принципов и устойчивого мышления.

Студенты не имеют личного интереса и не имеют соответствующей учебной и внеучебной среды, что приводит к низкой мотивации участвовать в экологических проектах. В результате участие студентов ограничено официальной частью.

Большим препятствием является отсутствие междисциплинарного взаимодействия преподавателей. Педагоги, экономисты и экологи работают раздельно, что мешает созданию единого подхода.

Таким образом, формирование экологической культуры у студентов экономических специальностей должно стать одной из приоритетных задач высшего образования в условиях нарастающих экологических проблем. В настоящее время требуется переосмысление содержания и организации образовательных программ с целью включения экологического компонента в профессиональную подготовку будущих экономистов. Укрепление междисциплинарных связей между преподавателями естественно-научных, экономических и социальных дисциплин является важным направлением развития. Сотрудничество такого рода позволит создать образовательное пространство, которое будет более единым и ориентированным на практику.

Кроме того, необходимо пересмотреть методы обучения, с акцентом на обучении студентов практическим навыкам, участии в реальных экологических проектах и решении кейсов, приближенных к профессиональной деятельности. Университеты должны способствовать развитию устойчивого мышления и ответственности за окружающую среду, поддерживая экологические клубы, инициативы и исследования.

 

ЖАМАЛОВА ГУЛНОРА ГУЛОМОВНА

Кандидат политических наук, доцент
Ташкентского государственного экономического университета